Веселая прогулка ВМЕСТЕ

Чем можно заняться в долгожданный  выходной день? Можно вдоволь отдохнуть, поваляться лишнюю минутку, почитать интересную книгу. А еще - вместе выйти из дома и провести время с пользой, посетив интересные и памятные места малой Родины.  А чтобы маршрут был нескучным и безопасным: предложите ребенку вместе пройтись  по родному поселку и городу, узнать и увидеть о нем много нового и интересного. 

Совместные прогулки с детьми будут способствовать формированию у детей и взрослых представлений о социальных и природных объектах ближайшего окружения; воспитанию уважения к малой родине , бережного отношения к природе и предметам рукотворного мира; формированию культуры здорового образа жизни в семье, повышению эмоционального фона взаимоотношений между детьми и родителями;активизации общения членов семьи в условиях совместного семейного досуга.

Подходя к перекрестку дороги, проговорите безопасные правила его перехода. Уточните  у ребенка, что обозначает каждый цвет светофора. Если вы совершаете велосипедную прогулку,  лишним не будет напомнить правила катания на велосипеде, самокате. Также, заранее позаботьтесь о наличии средств защиты  себе и ребенку. Помните, что самый главный пример для вашего ребенка - это вы сами. Поэтому соблюдайте правила безопасности! 

О чём рассказывают улицы города Витебска

11.12.2023

Маршрут выходного дня

«О чём рассказывают улицы города Витебска»

Уважаемые родители!  Приглашаем Вас и ваших детей на пешеходную прогулку выходного дня! Предлагаем вам погулять по родному городу и посетить с детьми одни из многочисленных улиц прекрасного города.

  1. Маршрут экскурсии: аг.Октябрьская – ул.М.Горького – ул.академика Павлова - ул.Герцена – ул. Генерала Белобородова – мост Блохина – лощадь Победы
  2. Рекомендуемый возраст ребёнка: 5-6  лет
  3. Вид маршрута: пеший, автомобильный
  4. Продолжительность: 1-1.5 часа
  5. Как добраться: от аг.Октябрьская до остановки (автобус №42, трамвай 7,2 , машина)

 

По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована

 

Опасные участки:

  • Пешеходные переходы
  • Переход проезжей части
  • Переход перекрестка
  • Движение вдоль близко расположенной проезжей части

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

Спросите у ребёнка знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.

Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в этой войне.

Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев, на долю которых, выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).

  • Спросите у ребенка: «А в нашем городе Витебске есть памятники

воинам Великой Отечественной войны. А ещё в Витебске есть памятные места. В честь известных людей названы улицы. Вот и мы сейчас пойдём по улицам нашего города, и я расскажу тебе о них.

Улица М.Горького

названа в честь знаменитого русского писателя.

А ещё на улице М.Горького есть памятник, который называется «Дружба народов». Памятник символизирует братство людей разных национальностей, людей с разным цветом кожи, людей, которые разговаривают на разных языках.

 

Улица академика Павлова 

названа в честь выдающегося российского физиолога, который первый дал представление о процессе пищеварения; все знают знаменитую собаку Павлова, у которой при загорании лампочки выделялась слюна и шел процесс переваривания пищи. На улице ак. Павлова есть сквер, который вы все видели, он называется Академический

Улица Герцена 

названа в честь писателя и публициста, основателя русского бесцензурного книгопечатания Александр Герцен был одним из самых ярых критиков крепостного права, а в начале XX века оказался едва ли не символом революционной борьбы.

 

Улица генерала Белобородова 

названа в честь генерала Армии Афанасия Белобородова прославленного полководца, дважды Героя Советского Союза.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в операции «Багратион» в освобождении г.Витебска. Является почётным гражданином г.Витебска.

 

 

Мост Блохина 

назван в честь командира сапёрного взвода 875-го стрелкового полка старшего сержанта Федора Блохина.

Через три дня после начала стремительного наступления Красной Армии немцы в панике покинули Витебск, объявленный Гитлером неприступной «крепостью», которую запрещено оставлять. Последняя немецкая дивизия (206-я пехотная) вышла из Витебска в 3.00 26 июня. 158-я стрелковая дивизия 84-го корпуса 39-й армии к вечеру 24 июня подошла к восточной окраине Витебска, а в ночь на 26 июня вышла непосредственно к Новому мосту. После того, как охрану моста уничтожили, саперы обнаружили, что мост заминирован, подготовлен к подрыву.

За это подвиг по разминированию моста командиру сапёрного взвода 875-го стрелкового полка старшему сержанту Блохину 24 марта 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза, а в 1964, Ф. Т. Блохин был удостоен звания Почётный гражданин Витебска.

 

Площадь Победы

 Площадь Победы в Витебске — самая большая площадь в Белоруссии.

Центральным памятником площади Победы в Витебске является памятник «Освободителям Витебска – советским воинам, партизанам и подпольщикам» или Три Штыка, в центре которых горит вечный огонь. В день Победы к нему возлагают венки и цветы.

Монумент выполнен в виде трёх обелисков высотой 56 метров, на 6-метровой высоте они объединены рельефно-скульптурным поясом. На гранях каждого обелиска отлиты рельефы: «Воины», «Партизаны», «Подпольщики». Внутри обелиски соединены кольцом с надписью: «Слава героям». К реке от монумента ведут 3 лестницы.

Перед площадью мемориала, по бокам, установлены две скульптурные композиции, изображающие советских воинов и мирных жителей. Вечером комплекс освещается декоративной подсветкой.

            

 

Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (минута молчания — символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).

Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).

Призвать ребёнка никогда не забывать тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков.

  • После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках, утолить жажду, отдохнуть.
  • Будет уместным рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).
  • Можно поиграть в пальчиковые игры, разучить стихотворение.
  • Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место, или снова вернуться на площадь Победы.

Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

Желаем вам приятно провести время!

Приятного Вам отдыха!

свернуть

«Студия Советской игрушки»

Основой счастливого детства в СССР было мирное небо над головой, полная семья и жизнь в справедливом обществе. Но это по версии взрослых. Дети выдвигали свои условия для счастья - «игрушечные». «Счастливые» игрушки советского детства.
развернуть

Маршрут выходного дня: «Студия Советской игрушки»

Возраст ребенка: 3-4 года.

Цель: Приобщение детей к культуре прошлых лет. Возрождение связи поколений.

Задачи маршрута: Развивать познавательные способности. Воспитывать интерес к родной истории, желание познавать культуру своего народа.

Тип экскурсии: музейная.

Маршрут экскурсии: г.Витебск, просп.Фрунзе, 81, корп.1

Описание маршрута:

Если отправляемся в путешествие на общественном транспорте.

Вспомните, как нужно вести себя в общественном транспорте.

 

- Прежде чем войти в транспорт нужно дать дорогу выходящим пассажирам.

- Заходя в транспорт, не расталкиваем всех локтями, пропускаем вперед

пожилых людей, малышей и женщин.

- Не останавливаемся у входа, проходим в середину.

- Не спешим скорее занять место, уступаем пожилым и малышам.

- Находясь в транспорте, не следует громко смеяться или разговаривать.

- Не следует пачкать сиденье и одежду окружающих.

- Готовиться к выходу следует заранее. Спросить, не выходят ли впереди

стоящие, или вежливо просить их пропустить вас.

В пути расскажите немного о игрушках своего детства.

Загадайте загадки.

Эту толстую игрушку

Не положишь на подушку.

Знать, пример взяла с лошадки:

Стоя спать, а не в кроватке!

Ответ: Неваляшка

 

В него воздух надувают

И ногой его пинают.

Ответ: Мяч

Интересная игрушка Одноногая вертушка Зажужжала, как пчела Быстро крутится 

Ответ: Юла

Я хорошая игрушка – Каждой девушке подружка. Я могу сидеть в коляске, Закрывать умею глазки.

Ответ: Кукла

Напомните о правилах поведения в музее.

Вы прибыли в музей.

Дети, родившиеся в Советском Союзе, вспоминают свое детство с особым трепетом и ностальгией. Став взрослыми, многие из нас до сих пор хранят дорогие сердцу игрушки, ведь так приятно снова ощутить их тепло и окунуться в атмосферу тех лет.

 

 

Какие они были?

1920-е. Первые советские игрушки

Выпускались идеологически правильные «оборонные» игрушки, которые создавались небольшими артелями, такими как «Все для ребенка», «Забава ребенка», «Дитяшка»: матросы, пионеры, сабли, колхозницы в платочках, лошадки-качалки. 

1930-e. Игрушка как инструмент воспитания

В 1930-е государство начало осознавать всю силу воспитательной роли игрушек. В 1932 году был открыт Всесоюзный научно- экспериментальный институт игрушек в Загорске и учрежден специальный Комитет по игрушке, который тщательно отбирал позиции для дальнейшего производства. Важную роль в этот период играли модели военной техники, солдатики, револьверы, появились первые механические железные дороги. Таким образом советских детей знакомили с темой войны, так как играя в «войнушки» они приобретали навыки маскировки и разведки. Параллельно с военной тематикой дети знакомились с такими понятиями как индустриализация, промышленность. Например, популярной была игра «Дадим сырье заводам», в которой игрокам надо было собирать сырье для переработки на заводах.

Настольная игра «Дадим сырье заводам», 1930-е гг.

1940-е. Игрушки времен Великой Отечественной войны 

В первые годы Великой Отечественной войны многие предприятия по производству игрушек были вынуждены перейти на военные рельсы, а оставшиеся цеха делали солдатиков, модели военной техники и оружия, было налажено производство деревянных игрушек.

1950-е. Нашествие медведей 

Игрушки первого послевоенного десятилетия стали отражением нового мира, восстановления. Детям предлагали выбрать кукол разных профессий (врач, пожарный, милиционер), а куклы в национальных костюмах были символами международной дружбы. Большую популярность завоевывают игрушечные медведи – плюшевые заводные или набитые опилками. 

1960-е. Покорение космоса и модели автомобилей 

В 1961 году Юрий Гагарин совершил полет в космос. Космическая тема мгновенно была отражена в производстве детской игрушки: луноходы, ракеты, шлемы, фигурки космонавтов с надписью «СССР». Те же, кто не грезил о космосе, могли попробовать себя в других профессиях благодаря обучающим наборам – «Юный техник», «Химические опыты», «Юный радист», «Архитектор». Для советских девочек были созданы наборы врача, парикмахера, игрушечные ткацкие станки, утюги и швейные машинки. 

1970-е. Герои любимых мультфильмов и первые приставки  

Благодаря студии «Союзмультфильм», которая в конце 60-х – начале 70-х выпустила много детских мультиков, массовая культура проникла и в игрушечную сферу. Дети приходили в восторг, когда видели на полках магазинов своих кумиров – звезд кино Винни Пуха, Чебурашку, Буратино и Мальвину. В 70-х на радиозаводах разрабатываются первые советские игровые приставки со спортивными играми: теннис, сквош, мини-футбол. 

1980-е. Олимпиада и «Ну Погоди» 

80-е были отмечены важным событием – Олимпиадой 1982 года. Олимпийский мишка стал символом соревнований и любимой игрушкой. Помимо знаменитого медведя, в 1980-е годы появилось много популярных игр и игрушек для детей разных возрастов: неваляшки, педальные автомобили, проекторы с диафильмами, мозаики. Абсолютным хитом стала электронная игра «Ну Погоди», которая выпускалась на радиозаводах и приборостроительных заводах, а вскоре появилось несколько альтернативных игр – «Веселый повар», «Тайны океана», «Луноход». Советские мальчики грезили педальным автомобилем, то советские девочки мечтали о кукольной коляске. Такие игрушки были дефицитом в СССР и стоили больших денег. Но производители предлагали игры и игрушки на любой кошелек. Мальчики играли с модельками машин, а девочки вырезали платья для бумажных кукол. Еще одной популярной советской игрушкой был металлический конструктор с множеством деталей, колес и винтиков, который развивал детскую фантазию и позволял собирать немыслимые конструкции. В 1981 году в СССР появился Кубик Рубика и сразу произвел настоящий фурор – собирали его и дети, и взрослые. 

Многие из этих игрушек сегодня можно увидеть в частной  «Студии Советской игрушки» Светланы Гордеевой.

В музее дети с любопытством рассматривают предметы, вызывающие интерес, но увидеть которые у себя дома уже не смогут. Узнают как проходило детство их родителей без интернета, компьютеров и мобильных телефонов.

Желаем Вам веселого и познавательного  семейного путешествия в страну игрушек.

свернуть

Центр ремесел «Возрождение»

Маршрут выходного дня. "Дом ремесел «Возрождение»"

Вид маршрута: пеший.

Возраст воспитанников: 5-7 лет.

Общее расстояние: от жилой зоны до дома ремесел - около800м.

Продолжительность по времени: 40-50 минут.

Опасные участки по ходу маршрута: переход проезжей части.

                  Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

  • Повторите с ребенком правила поведения  в общественном месте: не кричать, не шуметь, не трогать руками изделия (только с разрешения взрослых), в конце мероприятия поблагодарить.
  • Расскажите, что издавна в Беларуси жили трудолюбивые и старательные люди, которым очень нравилось мастерить. У них получались чудесные, неповторимые изделия. Их называли народными умельцами или мастерами.
  • Поясните, что изготовление изделий ручным способом с использованием ручных орудий труда называется ремеслом. Занимаясь разными ремеслами, люди зарабатывали себе на хлеб.
  • Поинтересуйтесь у ребенка, какие он знает белорусские ремесла. Что  изготавливали мастера, из каких материалов. Как использовали изделия?
  • Сообщите, о том, что издавна были такие ремесла, как:

         - ткачество;

         - гончарство;

         - вышивание;

         - резьба по дереву;

         - плетение из лозы;

         - соломоплетение и др.;

  • Расскажите, что и сейчас в нашей стране есть мастера, которые изготавливают изделия из лозы, соломки,глины, занимаются резьбой по дереву, вышивкой, ткачеством, вязанием. Часто о таких людях говорят, что у них золотые руки. Как ты думаешь, почему их так называют? (Они умеют делать красивые изделия, у них хорошо получается мастерить. Они удивляют всех своей работой.)  А ещё они могут превращать самый обыкновенный материал в полезные и красивые вещи. Изделия белорусских мастеров привлекают гостей и ценителей со всего мира. Как ты думаешь, какими должны быть мастера? (Трудолюбивые, внимательные, ловкие, аккуратные.)
  • Спросите у ребенка: «А в нашем агрогородке Октябрьская есть такие мастера?», «А вы хотели бы посмотреть на изделия белорусских умельцев?» 

        Вот мы и пришли в дом ремесел «Возрождение» – место, где работают  умелые мастера нашего агрогородка, которые  своими руками изготавливают очень красивые и полезные вещи. Эти мастера обучают детей и взрослых ткачеству,керамике,саломоплетению, организовывают выставки, участвуют в разных конкурсах.  Все изделия, с которыми вы сегодня познакомитесь, сделаны с большой любовью умелыми руками.

                                                     Содержание маршрута      

          Что рассмотреть с ребенком.

  • Предложите ребенку рассмотреть изделия сделанные из глины мастером по керамике нашего агрогородка Сарбаш Алесей Леонидовной. Попросите сотрудников дома ремесел рассказать об этом виде искусства  или расскажите сами (в этом Вам поможет книга "Забава. Народная цацка i лялька Вiцебшчыны").

                                                                                               

 Гончарство долгое время было важным и почетным промыслом, которым могли заниматься только хорошие мастера. Оно постоянно совершенствовалось и развивалось. Но постепенно глину стали заменять металл, олово, а потом и пластик, с  которыми природный материал уже не мог соперничать

Невозможно представить, чтобы этот вид искусства мог совсем исчезнуть. Теперь гончарное ремесло раскрывает себя и с другой стороны, не только, как источник заработка, но и способ релаксации, творческого самовыражения

Для детишек 5-7 лет глина дает возможность активно развивать фантазию. Практические навыки взаимодействия с природным материалом быстро схватываются, ребенок может уже сам разрабатывать дизайн своей поделки, сюжет создаваемой композиции.

Гончарство, по своему терапевтическому воздействию, можно сравнить с прогулкой по лесу, отдыхом на берегу реки.То, что контак с природой спасает от усталости, не нуждается в доказательствах, а глина –это природный материал.

- Рассмотрите с детьми изделия, связанные крючком. Сотрудники музея расскажут о разных видах ДПИ и предметах быта белорусов.

Издавна, стараясь украсить свой дом, люди стремились использовать самые простые материалы для изготовления несложных изделий, достигнув при этом высокого мастерства. Где и когда зародилось вязание никто не знает, но известно, что появилось оно очень давно. Вязание крючком – вид рукоделия, известный во всех странах. Ручное вязание изначально появилось как простая необходимость, в дальнейшем этот вид творчества стал настоящим искусством. Первоначально вязали без каких-либо приспособлений, на пальцах. Вязаные изделия всегда ценились очень высоко. Поначалу их носили только очень состоятельные люди. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего, женщины. Ажурными узорами обвязывали фартуки, наволочки, простыни, скатерти.

Ручное вязание позволяет изготавливать неповторимые, уникальные модели. Крючком вяжут разнообразные изделия: одежду, салфетки, скатерти, покрывала, сумки, головные уборы, объемную скульптуру, игрушки, украшения, кружева и др.

 

  • Обратите внимание ребенка на пояса.  Расскажите, о том, что люди освоили первые элементы ткачества еще в каменном веке (XIII-VII тыс. до н.э). Первыми ткацкими изделиями были плетеные из растительного волокна одежда, обувь, подстилки. Одним из первых растений, использовавшихся для получения ткани, была обычная крапива. Однако ткань из нее получалась очень грубой, поэтому со временем крапиву заменил лен, шерсть и хлопок.

       У белорусов ткачество было домашним занятием женщин. Любая девушка с малых лет умела ткать пояса, рушники, скатерти, покрывала, занавеси, половики и многое другое. Основным сырьем для изготовления тканей в домашних условиях у белорусов был лен.

 

  • Рассмотрите с ребенком вышивку, созданную руками мастериц. Сообщите, что вышивка - одно из древнейших занятий человека. Ею занимались преимущественно женщины. Вышивка существовала исключительно в форме домашних занятий, для удовлетворения потребностей семьи. Вышивкой украшалась одежда (рубаха, намитка, фартук, «гарсэт» и др).

Среди вышитых вещей важное место принадлежит рушнику – необходимый атрибут семейной обрядности и декора интерьера.

  • Рассмотрите с ребенком куклы-обереги. Расскажите, что делались куклы из ткани и ниток. Ткань бралась из старой одежды, что очень важно, ведь одежда была пропитана энергетикой того, кто ее носил. Куклы не сшивали, а закручивали и перевязывали нитками. Лица у них не было, потому что считалось, будто бы через лица кукол в них могут проникнуть и поселиться злые духи. Иногда на месте лица из ниток и лент делался крест – как символ жизни и солнца. Куклы-обереги вешались около двери, таким образом, защищали дом от злых духов.

 

  • Попросите сотрудников дома ремесел провести мастер-класс по изготовлению кукол-оберегов или фигурок из глины

        После экскурсии рекомендуем:

  • Спросить, с какими новыми изделиями познакомились. Какие изделия понравились больше всего? Что нового узнали? Какие новые слова услышали.? Побуждайте у ребенка желание рассказать об увиденном другим членам семьи, своим сверстникам.
  • Вспомнить и рассмотреть, какие изделия декоративно-прикладного искусства есть у вас дома (если таковые имеются);
  • разучить пословицы о труде
  • "Художественное слово о труде"

           - Мастера по работе видно.

           - Умелые руки не знают скуки. 

          - Ремеслу везде почет.

          - Ремесло — золотой кормилец.

          - За всякое дело берись смело

          - Маленькое дело лучше большого безделья.

          - Дело мастера боится.

          - Каков мастер – такова и работа

          - Труд человека кормит, а лень портит 

         - Хто любіць трудзіцца, таму без працы не сядзіцца.

  • Попробуйте дома вместе с ребенком изготовить куклу или полепить из глины.
  • Прочитать рассказ К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла», стихотворение Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»
  • предложить ребенку нарисовать, что больше всего ему понравилось во время экскурсии                                         

                                              Желаем вам приятно провести время!

свернуть

Путешествие в парк Мазурино

Предлагаем Вам совершить увлекательную прогулку со своими детьми в замечательный парк «Мазурино». Парк «Мазурино» или Парк Советской Армии стал одной из главных достопримечательностей Витебска. Место нравится, как любителям спокойного размеренного отдыха, так и активно занимающимся спортом. Лесная зона насквозь прорезана дорожками для бега, а зимой накатанной лыжней. Благодаря чистому свежему воздуху и близости к реке Западная Двина, парк стал излюбленным местом время препровождения со всей семьей у горожан.
развернуть

Маршрут выходного дня

Прогулка в парк «Мазурино».

Рекомендуемый возраст ребенка : 4-7 лет .

Вид маршрута: автомобильный, общественный транспорт, пеший.

АДРЕС ПАРКА «МАЗУРИНО»:

город Витебск, ул. Мазуринская, 1, парк имени Советской Армии.

С собой можно взять воду.

Содержание маршрута:

 

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам совершить увлекательную прогулку со своими детьми в замечательный парк «Мазурино».

Парк «Мазурино» или Парк Советской Армии стал одной из главных достопримечательностей Витебска. Место нравится, как любителям спокойного размеренного отдыха, так и активно занимающимся спортом. Лесная зона насквозь прорезана дорожками для бега, а зимой накатанной лыжней. Благодаря чистому свежему воздуху и близости к реке Западная Двина, парк стал излюбленным местом время препровождения со всей семьей у горожан.

С агрогородка Октябрьская можно добраться автобусом № 42, маршрутным такси  № 142, 104 до остановки Ратуша либо на собственном автомобиле. Далее можно добраться на следующем транспорте.

Автобусы

Ближайшая автобусная остановка «Парк Советской Армии». К ней подъезжают следующие рейсы:

  • № 12 (маршрут Улановичи-2 — Микрорайон Медцентр);
  • № 106 (маршрут Улановичи-2 — Васюты);
  • № 106а (маршрут Казимировская — Билево-1).

Маршрутные такси

Еще один вид наземного транспорта — маршрутные такси. Они останавливаются там же. Маршруты такси:

  • № 73-т (маршрут Улановичи-2 — Микрорайон Юг-7);
  • № 74-т (маршрут Улановичи-2 — Билево-1).

1.Предложите ребенку вместе посетить парк. Двигаясь по маршруту до места, можно понаблюдать за погодой, природой,объектами, строениями, при переходе дороги – вспомнить правила дорожного движения. Побеседовать о пользе здорового образа жизни. Спросите у ребенка, какие объекты он знает, для чего они предназначены. Обратите внимание ребенка на вид улиц.

Семейные прогулки связаны одной целью, где ребёнок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит.

Материалы в помощь родителям для организации взаимодействия с ребенком во время прогулки:

2.Предложите ребенку отгадать закадки про птиц:

 

У них есть крылья, голова,

Две лапки, клюв и перья.

Все появляются с яйца.

Слышны их песенки с деревьев.

Ответ:Птицы Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

 Хочет сделать шажок –

Получается прыжок.

Ответ:Воробей

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

 Кто она? …

Ответ:Ворона

Меня сизокрылым

 Все с детства зовут.

Как символа мира

И любят, и чтут.

Ответ:Голубь

  • Обратите внимание ребенка на внешний вид птиц, что их объединяет. Можно поинтересоваться у ребенка зачем птицам оперение.

Мир природы богат и разнообразен. Важное место занимают в нем птицы – единственные из живущих ныне животных, умеющих летать. Благодаря этому совершенному способу передвижения птицы смогли расселиться по всему земному шару. Разновидностей птиц очень много. Они делятся по среде обитания, по способу добывания пищи, на диких и домашних, перелетных и зимующих. Но всех их объединяет один общий признак – это то, что они имеют оперение.  Зачем оно птицам?   

  1. Придя в парк повторите с детьми правила поведения в природе.
  • ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СУЩЕСТВУЮЩИМИ ДОРОЖКАМИ! ...
  • НЕ ПОВРЕЖДАЙТЕ КОРУ ДЕРЕВЬЕВ! ...
  • НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ И ДИКОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ! ...
  • НЕ ЛОВИТЕ НАСЕКОМЫХ И ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ! ...
  • НЕ УНОСИТЕ ИЗ ЛЕСА ДЕТЕНЫШЕЙ ЖИВОТНЫХ И ПТЕНЦОВ! ...
  • НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ПОСЛЕ СЕБЯ МУСОР!

Можно поиграть с ребенком.

  1. Дидактическая игра «Сколько птиц на дереве?»(Посчитайте птиц на деревьях).

Предложите ребенку поиграть в игру «Угадай растение по описанию»

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие. Поиск предмета по загадке- описанию.

Правило. Показывать растение можно только после рассказа взрослого по его просьбе.

Оборудование. Для игры отбирают несколько растений (2—3) с заметными отличительными признаками.

Ход игры. Взрослый начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже («на дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Взрослый обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цветоножке. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит взрослый. Закончив описание, спрашиваем: «О каком растении я тебе рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его.

 

  1. Подвижная игра «Птичка».

согласно тексту ребенок выполняет движения:

Птица крыльями взмахнула,птица перья отряхнула,

Крылья убрала назад,сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо – влево, удивилась: «Что за дело?

Нет тут птицы ни одной,полечу-ка я домой».

Полетела,полетела,в гнездышко свое присела.

 

  1. Разучите с ребенком потешку «Чив-чив, воробей» (пер. с коми-пермяц. В. Климова).

Чив-чив, воробей!

Послушайте о воробушке стихотворение.

— Чив-чив, воробей,

Сбегай, грядки полей!

— Нет, папенька!

Нет, маменька!

— Чив-чив, воробей,

В крыше дырку забей!

— Нет, папенька!

Нет, маменька!

— Чив-чив, воробей,

Самовар подогрей!

— Нет, папенька!

Нет, маменька!

— Чив-чив, воробей,

Сядь за стол поскорей!

Мигом, папенька,

Сел я, маменька!

 

  • Обратите внимание ребенка на цветы(ромашки). Рассмотрите строение цветка(корень, стебель, листок, цветок)

 

7.Разучите с ребенком стишок

"Венок из ромашек"

Цветут ромашки на лугу. В траве краснеет мак. Из них венок сплести могу Вот так, вот так, вот так.

Давай вдвоём сплетём венок, Ведь это же пустяк. Вплетай за кашкою вьюнок Вот так, вот так, вот так.

За незабудкой голубой Мы спустимся в овраг, И клевер мы вплетём с тобой Вот так, вот так, вот так.

Сорвем последний василёк, С дорожки сделав шаг, — И можно примерять венок Вот так, вот так, вот так.

В парке есть развлечение для активного отдыха — веревочный парк «Дикий Запад». Организаторы попытались воплотить дух той эпохи. Были построены тематические индейские вигвамы и беседки в стиле домиков из вестернов.

 

Для досуга детей и взрослых на деревьях натянуты веревки и смонтированы навесные островки. Ограничений по возрасту нет, но зато есть ограничение по весу. Пройти маршрут возможно людям до 150 килограмм. Такой отдых совершенно безопасен из-за системы страховки. Для разных возрастов веревки натянуты на определенной высоте. Например, для малышей трасса проходит на высоте 2,5 метра от земли. Для остальных есть еще две средней и высокой сложности прохождения. Работает веревочный парк ежедневно с 10:00 до 21:00. 

Здесь можно покататься с ребенком на простых аттракционах.Батуты «Трамплин — 4 Паук», «Качели русские — М», «Салют», «Солнышко», «Колокольчик», карусель «Мультяшки», а также на карликовых лошадках.

 

 

 Какие произведения можно прочитать ребенку после прогулки дома:

- сказка «Три Бабочки»,

-Максим Горький. «Воробьишко»;

-Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост».

- С. Новік-Пяюн. «Верабейчыкі».

- Максім Танк. «Галінка і верабей»;

- В. Жуковский. «Птичка»;

-Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокращении),

- И. Бунин. «Льет дождь...» (из стихотворения «Листопад»), «На пруде» (в сокращении), «Всё темней...»;

- А. Фет. «Ласточки пропали...» (в сокращении);

-А. Майков. «Осень» (отрывок);

- А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»);

- А. Плещеев. «Дождь шумел...» (из стихотворения «В бурю»);

- С. Дрожжин. «Гнездо ласточки».

  • Также после прогулки предложите ребенку нарисовать цветочек, дерево, птичку.
  • Задайте вопросы ребенку:

Понравилась ли прогулка выходного дня?

Что больше всего понравилось?

Желаем Вам хороших и увлекательных прогулок!

 

 

свернуть

Весёлая прогулка в лес

Осень– замечательная пора, когда ещё подолгу можно гулять на свежем воздухе. Во многих семьях существует традиция – по выходным выходить в лес, в парк, к реке или к озеру. Такие прогулки очень полезны и познавательны для детей. Наш агрогородок расположен на окраине леса. 
развернуть

Ни для кого не секрет, что совместный активный отдых родителей и детей – это проявление общих взглядов, доверия, взаимопонимания. Всё это способствует созданию благоприятного климата в семье.

         Мы предлагаем вам провести выходной день вместе с ребенком в увлекательной форме и совершить прогулку в наш замечательный лес. Наш маршрут может быть как пешеходный, так и велосипедный. Не забудьте взять с собой бутылочку воды для ребёнка 

Рекомендуемый возраст ребенка : 4-5 лет .

         

 

Содержание маршрута:

1.Знакомство детей с лесом:

Обратите внимание ребенка на атмосферу в лесу (пение птиц, поведение насекомых, аромат растений, цветов и т.д.)

2.Предложите ребенку отгадать загадки про деревья:

      На лесной опушке

Стоят подружки.

Платьица белёны,

Шапочки зелёны.

 (Березы).

  •  Рассмотрите березу. Вспомните, из чего состоит дерево (корни, ствол, ветки, листья). Рассмотрите лист березы, какой он?

Все в покое, замер ветер

И деревья все молчат.

Нет, не все еще - у этих

Листья тихо шелестят.  (Осины)

  •  Рассмотрите осину, послушайте, как шелестят листочки. Рассмотрите лист осины, какой он, чем отличается от березы.

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это -

Мы от этого чихаем. (Тополь)

  • Рассмотрите тополь, лист тополя, сравните с листьями осины и березы.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

  •  Обратите внимание ребенка на ель, ведь она является одним из главных жителей леса. Ель — дерево высокое, стройное, у него ствол прямой, покрыт коричневой корой. Ель похожа на пирамидку много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками, иголки не желтеют и не опадают как у других деревьев.

 Так же Вы можете взять с собой заранее приготовленные картинки с изображением деревьев или найти в интернете с помощью смартфона, а ребенок сможет сравнить, как выглядит это дерево на картинке и как вживую.

3.Расскажите правила поведения в лесу:

 Лес –  это дом, жилище животных, насекомых и растений. Мы в этом жилище – гости. А как следует вести себя гостям? Аккуратно! Ничего не ломая, не нарушая покоя лесных зверей.  

Мы должны соблюдать правила: 

  1. Нельзя разводить огонь в лесу. Почему? Что может случиться с лесом?
  2. Нельзя разорять гнезда птиц. Почему? Много ли времени уходит у птиц на строительство гнезда и уход за яйцами? Расстроится ли птица, если вернется домой, а там нет ее детишек?
  3. Нельзя разорять муравейники. Посмотрите,какие муравьи маленькие. Представьте себе, как они видят вас. Вы для них – великаны! И не смотря на то, что муравьи такие крохотные, они постоянно работают. Вот такой величины может достигать их дом – муравейник. Муравьев считают санитарами леса. Почему?
  4. Не обижай насекомых и животных. Почемунельзя обижать насекомых и муравьев? Почему их нельзя брать с собой? Можно ли забирать даже очень симпатичных жителей из их дома?
  5. Нельзя шуметь в лесу. Почему?Как воспринимают музыку животные?
  6. Не оставляй мусор. Почемуего нельзя оставлять? Что случится, если все будут мусорить в лесу? Как отнесутся к этому звери?
  7. Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву, цветы и ягодные кусты с корнем. Почему?Вырастут ли они заново?
  8. Нельзя ломать ядовитые грибы. Почему?
  9. как используют их звери?    

     

    Можно разучить пословицы про лес:

Растение — земли украшение.

Рощи да леса — всему краю краса.

Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.

Зеленый наряд радует взгляд.

5.Познакомьте ребенка со строением муравейника:

Один из главных лесных «экспонатов» — муравейник. Не обязательно его трогать — можно понаблюдать со стороны.

Подготовьте вопросы для беседы с ребенком:

  • Почему муравьи не ходят поодиночке?
  • Откуда у них столько сил?
  • Зачем им такой большой дом?
  • А есть ли у них режим дня?

6.Можно поиграть с ребенком:

Игра  «Угадай, кто я такой?»

Один из игроков придумывает себе название животного (например, лиса), которое он  должен показать без слов,  только жестами, мимикой, и движениями. Второму игроку нужно догадаться, какое же это животное.

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Родитель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например,  «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Игра «Мастера в лесу» 

У детей есть с собой мешочки или корзинки, их задача – найти и собрать оригинальный материал для творчества и поделок (мох, веточки, куски коры, листья, шишки). 

 

  1. После прогулки смастерите совместно с ребенком композицию

«Что я увидел в осеннем лесу».

 

Уважаемые родители!

Давайте вместе пополним фотоальбом нашего замечательного леса, ждем Ваши фото или видео моменты на электронную почту: uo-buslik@yandex.ru

Желаем Вам веселых, познавательных, интересных прогулок!

свернуть

ЭКСКУРСИЯ В ЗООЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК

На территории зоопарка обитает около 70 видов животных в количестве более 1000 особей. Множество из них составляют зверюшки, пострадавших от людей и попавших сюда ранеными. Частенько люди приносят сюда малышей, найденных в лесу, а также домашних животных, которым не могут обеспечить уход дома.
развернуть

Витебский зоологический парк был основан 30 марта 1992 года на базе театра зверей. Первоначально звери размещались на заднем дворе здания (где сейчас Витебская духовная семинария) на улице Комиссара Крылова, 7. В данный момент зоопарк находится на улице Я. Купалы, 17. Часть животных (преимущественно теплолюбивых), а также рептилии находятся в самом здании. Остальные - в специальных павильонах и в открытых вольерах. 

Адрес: г.Витебск,  ул. Я. Купалы, 17

Рекомендуемый возраст ребёнка: 2-7 лет

ОписаниеНа территории зоопарка обитает около 70 видов животных в количестве более 1000 особей. Множество из них составляют зверюшки, пострадавших от людей и попавших сюда ранеными. Частенько люди приносят сюда малышей, найденных в лесу, а также домашних животных, которым не могут обеспечить уход дома. Обо всех питомцах работники заботятся несмотря ни на какие трудности, ремонтируются помещения и закупается качественный корм. К слову, одно из самых долгоживущих в зоопарке животных — лошадь Ласточка, которая находится здесь более 20 лет. Среди класса млекопитающих в зоопарке есть представители отряда хищников (львы, рыси, ягуары, лисы, волки, медведи, мангусты, носухи, енотовидные собаки, хорьки, шиншиллы), приматов (макаки, мартышки, галаго), парнокопытных (верблюды, гуанако, ламы, лоси, олени, зубры, кабаны, косули, козы, камерунские овцы, карликовые свиньи, нильгау), непарнокопытных (лошади, ослы), грызунов (дикобразы, белки, морские свинки, нутрии, сурки), а также ежи, кролики, кенгуру и египетские летучие собаки отряда рукокрылых

 

Перед тем как отправиться в зоопарк:

- сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;

- расскажите о правилах поведения на природе, в парке, зоопарке.

Содержание маршрута:

С агрогородка Октябрьская можно добраться автобусом, маршрутным такси либо на собственном автомобиле.

маршрутное такси №142;№104

направление Смоленского рынка до остановки Ратуша. далее пройти пешком 520м.в направлении зоологического парка

карту смотри ниже

автобус №42
  • Рассмотрите и понаблюдайте с ребенком по маршруту следования находящиеся по пути объекты, строения. Поразмышляйте вместе с ребенком о том, для чего эти объекты предназначены, какие объекты ребенок знает .
  • Обратите внимание ребенка на вид улиц, на погоду. 

 

  • Заранее ознакомьтесь с обитателями зоопарка, их кличками  здесь.  
  • Прогуливаясь по зоопарку обратите внимание ребенка на различные виды животных и птиц.
  • Сделайте фотографии ребенка рядом с теми животными в вольерах, которые больше всего его заинтересуют. Используя эти фотографии можно поговорить с ребенком о том, что это за животное, его отличительные признаки (цвет, размер, хвост, зубы, лапы и пр.), как оно спит, ест, что любит делать, какие звуки издает, на какое животное может быть похоже и чем. 
  • По дороге домой задайте ребенку вопросы:   

Понравилась ли прогулка выходного дня? Попросить назвать то, что запомнилось больше всего.

 

 

 

свернуть