Межведомственное взаимодействие

Организация межведомственного взаимодействия для формирования безопасной жизнедеятельности у воспитанников учреждения дошкольного образования

В последние годы увеличивается количество чрезвычайных ситуаций с участием детей, а потому одним из важнейших направлений социальной политики является пропаганда безопасности жизнедеятельности и профилактика детского дорожно-­транспортного травматизма.

Данный факт актуализирует необходимость организации целенаправленного сотрудничества различных социальных институтов, заинтересованных в пропаганде и изучении аспектов воспитания культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения и родительской общественности.

Мы объединили педагогическую практику учреждения  с профессиональной деятельностью социальных партнеров (РОЧС и ОГАИ) по проблеме формирования безопасной жизнедеятельности у воспитанников.
 
Совместная работа в формате межведомственного взаимодействия позволила создать в учреждении информационно-образовательное пространство, объединяющее усилия педагогических работников и социальных партнеров в совместной интегративной деятельности, содержание которой стало практико-ориентированным, доступным для применения.
 
В учреждении ведется постоянная работа по наполнению и обогащению развивающей предметно-пространственной среды с привлечением внебюджетных средств, спонсорской помощи социальных партнеров и родительской общественности. В каждом групповом помещении совместными усилиями оборудованы уголки безопасности, которые наполнены с учетом возрастных особенностей воспитанников.
 
Учреждение является активным подписчиком познавательно-игрового журнала «Юный спасатель». Материалы журнала творчески перерабатывается и адаптируются под возрастные особенности воспитанников.
 
В «Библиотеке безопасности» учреждения имеется большое количество наглядных материалов для законных представителей воспитанников: памятки, флаеры, буклеты, листовки, авторские мини-консультации и практические пособия. Все материалы распределены по рубрикам: «Ребенок и здоровье», «Пожарная безопасность», «Безопасность в быту», «Информационная безопасность», «Правила поведения на природе», «Правила общения с другими людьми», «Правила дорожного движения». Собран справочный и консультационный материал, предоставленный нашими социальными партнерами.
 
Для успешной организации работы необходим высокий кадровый потенциал, поэтому в учреждении уделяется большое внимание вопросу повышения профессиональной компетентности всех субъектов межведомственного взаимодействия.  На совместных встречах, проводимых через разнообразные формы методической работы, изучаются актуальные вопросы, представляются новинки методических пособий, происходит обмен практическим опытом подведомственных организаций и обеспечивается непрерывный процесс самообразования всех участников (смотры-конкурсы, игры-викторины, аукционы педагогических идей).
 
Мы регулярно проводим совместные акции и тематические встречи с родительской общественностью. Данная форма работы служит своеобразным «мостом» в триаде педагог-семья-социальный партнер, помогает налаживать диалоговое общение, а также повышает имидж РОЧС и ОГАИ.
 
Победители конкурсов и участники акций награждаются памятными подарками и призами, спонсорами, которых являются наши социальные партнеры. Вручение символичных подарков (раскраски, книжки-малышки, дидактические игры, буклеты и др.) из рук самого спасателя является важным элементом работы в триаде педагог-семья-социальный партнер, потому как находит яркий эмоциональный отклик у детей и их родителей. Образ человека в форме формирует положительный имидж профессии спасателя и милиционера, это своего рода дополнительный стимул и двигатель не только в обучении воспитанников безопасной жизнедеятельности, но и профориентация с «пеленок».
 
С целью проведения инструктивно-разъяснительной работы и оценки безопасных условий проживания воспитанников в семьях, где дети находятся в социально опасном положении, специалистами учреждения совместно с социальными партнерами регулярно организовываются рейды «Безопасность в каждый дом».
 
Планируя работу на перспективу, мы четко определяем вектор развития учреждения дошкольного образования, расширяя границы взаимодействия в триаде педагог-семья-социальный партнер.
свернуть

Дом без насилия

С 8 по 17 апреля 2024 года в Республике Беларусь проводится республиканская профилактическая акция «Дом без насилия». Это совместная акция Министерства внутренних дел, Министерства труда и социальной защиты, Министерства здравоохранения, Министерства образования.

📍Целью, которой, является вовлечь широкие слои населения в оказании помощи и содействия государственным органам в решении проблем домашнего насилия применением к лицам асоциального поведения мер индивидуальной профилактики правонарушений.

Насилие в любой форме проявления неприемлемо для общества. Где есть насилие в семье — там нет семьи. Для экстренного реагирования в непосредственной ситуации насилия необходимо обратиться в правоохранительные органы, позвонив по телефону 102.

Помните: мир без насилия начинается в вашем доме! Сделаем его безопасным вместе!

свернуть

Единый день безопасности

В каждом регионе Витебщины 21 сентября пройдет Единый день безопасности. Под эгидой акции в учреждениях образования, на предприятиях и в организациях будет организована практическая отработка планов эвакуации. Как и куда правильно двигаться, на какие знаки ориентироваться, чтобы остаться в живых при пожаре и других ЧС, как правильно пользоваться первичными средствами пожаротушения и оказать первую помощь – каждый житель области сможет узнать не только в теории, но и на практике.

Самое время подготовиться заранее и повторить основные правила безопасности со специалистами в этом деле.
Разбираем первый вопрос: Что такое план эвакуации и зачем он нужен?
План эвакуации – документ, в котором указаны эвакуационные пути и выходы, установлены правила поведения людей, а также порядок и последовательность действий обслуживающего персонала на объекте при возникновении пожара. Обычно он размещается возле выходов, лестниц и на лифтовых площадках. Для каждого этажа составляется отдельный план.

plane5.jpg

 

 

Как мы видим, на плане есть специальные пиктограммы. Давайте их разберем:

 

plan1.jpg«Вы находитесь здесь!». Этот черный человечек – вы. Нет времени говорить о расизме! Мужайтесь и планируйте свой побег, исходя из этой точки на плане

 plan2.jpgОсновной путь эвакуации. Подчеркиваем, что вовсе не обязательно ходить только налево: встречаются и иные интерпретации знака

 

plan3.jpgТелефон. Конечно, если есть выбор – звонить или бежать из здания – выбирайте второе. Но если вы в относительной безопасности, можно воспользоваться городским телефоном. Однако мы слабо верим, что вы до сих пор не обзавелись мобильником, но лучше перестраховаться, не так ли?

 

plan4.jpgОгнетушитель. Наш универсальный совет: если пламя размером меньше футбольного мяча – тушите на здоровье. Если больше – доверьтесь профессионалам

 

plan5.jpgРучной извещатель. Та самая заветная кнопка, благодаря которой некоторые срывали уроки, а потом долго грустили в кабинете директора. Как правило, защищена крышкой – чтобы был повод задуматься: «Может, все-таки не стоит?»

 

plan6.jpgПожарный кран. Могли не включать эту пиктограмму в нашу подборку, потому что она важна для спасателей, но все же стоило объяснить.

Поможет запомнить эти знаки Буклет «Знаки пожарной безопасности». 

свернуть

В центре внимания -ДЕТИ!

С 21 августа в республике стартует информационно–пропагандистская кампания «В центре внимания – дети!» и длиться она будет до 15 сентября. Цель акции привлечь внимание общественности к проблеме детской гибели и травматизма от пожаров вследствие оставления их без присмотра. 

свернуть

" Будь рядом с ребенком"

10.08.2023

МЧС запускает новую информационную кампанию «Будь рядом с ребенком!»

В нашей стране ежегодно констатируются случаи гибели и травматизма детей. Зачастую решающим фактором в возникновении подобных происшествий является отсутствие контроля со стороны взрослых. Порой призывы не дают желаемых результатов, остаются неуслышанными, а родители в свою очередь практически не уделяют внимание обучению детей элементарным правилам безопасности. Но хуже того, они иногда сами подают пример небезопасного поведения.

Чтобы в очередной раз обратить внимание родителей на существующую социальную проблему, работники Научно-исследовательского института пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС Беларуси подошли к этому вопросу масштабно и создали новую информационную кампанию «Будь рядом с ребенком!», реализация которой станет новым подходом в решении этой непростой задачи.

Заинтересовать и привлечь родителей к обучению детей безопасности, организовать их полезный досуг, поменять прежние взгляды и помочь осознать необходимость и важность этого процесса – именно так работники МЧС видят реализацию данной кампании. Повлиять на беспечное отношение родителей к вопросам безопасности детей, мотивировать их не оставлять детей без присмотра – главная цель информационной кампании.

Многие родители считают, что ребенка можно оставить одного дома даже на несколько минут, тем более с телефоном, так как есть возможность связаться с ним в любую минуту. А для того, чтобы увлечь ребенка, на гаджете можно включить мультфильмы, игры либо видеоролики. Таким образом он будет находиться под их контролем и в безопасности. Но это ошибочное мнение. Родители забывают самое важное, что в момент возникновения угрозы звонок не сможет уберечь и спасти ребенка от опасности.

Новая информационная кампания, направленная предупреждение гибели детей на пожарах и водоемах, стартует по всей стране в августе. В ее основе используется устоявшееся мнение о контроле родителем своего ребенка с помощью телефона и демонстрируются ситуации, когда ребенок оказался в опасности, а родитель единственное, что может, это позвонить, но не помочь. В то же время при создании наружной рекламы демонстрации ребенка в непосредственной опасности нет. Его роль берет на себя детский смартфон. Именно телефон оказывается в эпицентре трагедии. В этом и кроется главная идея: за, казалось бы, яркой картинкой – телефоном, заменившем в кадре предполагаемого всеми ребенка, – прячется очень важный посыл, который и раскрывается в емком слогане. «Телефон не присмотрит за вашим ребенком!» – эта фраза в совокупности с визуалом в полной мере показывает последствия безответственного отношения к безопасности детей. Именно цепляющий слоган в сочетании с нестандартным образом является наиболее действенным и эффективным способом «удержать» внимание целевой аудитории на поднятой проблеме и призвать ее действовать.

Нужно сказать, что успех в реализации проекта зависит от многих факторов, поэтому работники МЧС подошли к этому с размахом – изготовлен целый бренд-пакет, где все направлено на то, чтобы обратить внимание родителей на безопасность детей.

Для максимального распространения информационной кампании в окрестностях населенных пунктов появятся яркие билборды.

 

 

 

Листовки с полезной информацией заполнят интернет-пространство и обновят стенды во всех общественных местах страны.

 

 

Оригинальные буклеты с правилами безопасности для мам и пап, всплывающих в виде уведомлений на экране условного телефона, станут главным оружием работников МЧС при проведении мероприятий в рамках кампании.

Брошюра «Энциклопедия безопасности для родителей», выполненная в стиле акварельной графики, в доступной форме иллюстрирует всевозможные опасности, подстерегающие детей на улице и дома. Данный вид наглядно-изобразительной продукции поможет закрепить полученные знания посетителям образовательных центров безопасности, а также родителям, присутствующим при выступлениях работников МЧС в трудовых коллективах.


 

 

Таким образом, спасатели охватят максимальный объем целевой аудитории и постараются достучаться до каждого родителя – призвать не оставлять детей без присмотра, быть рядом с ребенком, чтобы предупредить возможную трагедию и научить его правилам безопасности.

Не оставайтесь в стороне и вы: присоединяйтесь к кампании и обеспечьте безопасное детство своим детям!

 

свернуть

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕЖВЕДОМСТВЕННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОБСТАНОВКИ, ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ГДЕ ДЕТИ ПРИЗНАНЫ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
развернуть

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования
развернуть

 

1 Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка».

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка2.

______________________________

2 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности3.

______________________________

3 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.4.

______________________________

4 Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные Министерством внутренних дел Республики Беларусь 12.12.2017.

4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1–4 настоящего алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными Министром образования Республики Беларусь 14.12.2017, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования5.

______________________________

5 Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «Об оказании психологической помощи».

свернуть