Областной творческий проект

Общие сведения о проекте

АКТУАЛЬНОСТЬ

В основе существования и развития любой исторической общности людей лежит духовной стержень, который базируется на чувстве патриотизма. Патриотизм – широкое понятие, вбирающее в себя такие смысловые характеристики, как: привязанность к месту, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку; защита интересов Отечества и его независимости; наличие гражданских чувств; верность Отчизне; гордость за культурные и социальные достижения; наличие прочных знаний об исторические прошлые страны; соблюдение традиций; посвящение своей деятельности на благо процветания Родины. Современное общество характеризуется ростом самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос о воспитании детей на традициях белорусского народа, возрождении культурного наследия, которое начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов воспитанников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей родине.

История человечества показывает, что вопросы гражданского, патриотического воспитания находились в центре внимания любого государства и решались с учетом социальных потребностей, с использованием различных средств, методов, форм работы. Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Знание национальной культуры и истории родного края – это создание определенного мировоззрения, гордость за свой народ, за свою Родину, уважительное отношение к семье, к культурному наследию своих предков.

Разрешение проблем патриотического воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта работа должна осуществляться систематически и планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

          Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста.  Краеведение – это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быте, культуре того или иного края. Это – наследство, оставленное нам предками, живая легенда, обычаи родного края и его вековая культура – то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков. Знакомя детей с родным краем необходимо учитывать, что информация, данная педагогом, должна вызвать в детях не только положительные эмоции, но и стремление к деятельности. Ознакомление воспитанников с родным краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенка, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.  

Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений:

- этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.);

- музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея);

- экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий).

Перед педагогами учреждений дошкольного образования стоит проблема приобщения детей дошкольного возраста к основам истории, культуре своей страны с целью их патриотического и нравственного воспитания.  Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

 

Цель: создание и внедрение системы работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края средствами краеведения.

Задачи:

  1. Оптимизировать комплекс ресурсных условий для эффективного внедрения системы работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края средствами краеведения.
  2. Повысить профессиональную компетентность педагогических работников по вопросам использования краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста в образовательном процессе.
  3. Разработать методическое сопровождение образовательного процесса по приобщению воспитанников к культуре и истории родного края в процессе краеведческой деятельности.
  4. Определить эффективные формы и методы работы с семьями воспитанников.
  5. Разработать методические рекомендации по приобщению воспитанников к культуре и истории родного края средствами краеведения.

ОПИСАНИЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ И РАЗРАБОТАК, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ СОЗДАН ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии детей дошкольного возраста. Чтобы вырастить образованного человека, способного самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения, не только в городской среде, но и в сельской местности необходимо изучение краеведения. Как отмечает Д. Лихачев «краеведение оценивает значительность происшедших на изучаемой территории событий, значительность связанных с этой территорией людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных». «Моральная отдача» и воспитательная роль краеведения, по мнению Д. Лихачева, исключительно велики. Краеведение учит не только любить свою родную страну, но и любить знание о своей (и не только «своей») стране. Оно в большей степени помогает человеку открыть в прошлом, что-то совершенно новое, ценное. «Если мы узнаем, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нем, что в нем было создано, дом этот для нас уже особый. Он наполняется духовным содержанием и преобразуется. Преобразуется и город, чьи историю мы познаем». Это мысль академика Д. Лихачева свидетельствует о том, что в процессе познания краеведческого материала ребенок формируется духовно, осознает опыт прошлого и настоящего, выступает как субъект, активный носитель социальной сущности.

          Одной из первых, попытку воспитания детей в дошкольном учреждении на материале краеведения сделала выдающийся деятель в области дошкольного образования – А. Симонович.  Она отмечала, что, краеведение представляет собой ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок с детьми, которые предварительно хорошо обдуманы воспитателем. Эти способы работы приводят детей к сознательному ознакомлению с родиной и готовят их к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии и истории родного края. По ее мнению, краеведение не просто знакомит ребенка с окружающей средой, оно выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ему «определенные моральные и умственные силы».

          В понимании известного белорусского просветителя, патриота, гуманиста, Франциска Скорины, привязанность живых существ к родным местам – это всеобщая закономерность бытия, благодаря которой жизнь индивида становится целенаправленной и разумной. С патриотических позиций воспринимаются следующие его слова: «Понеже от прирождени звери, ходящие по пустыне, знають ямы своя; птицы, летающие по воздуху, ведають гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чуть виры своя; пчелы и тым падобныя баронять ульев своих, – тако ж и люди, и где зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великуюласку иають».

В своих знаменитых педагогических трудах Сухомлинский В.А. говорил о том, что детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому воспитание должно быть построено так, чтобы в этом было познание человека и Родины, величия, красоты и глубины окружающего. Культура непрерывно обновляется, так как человек непрерывно созидает, однако, с другой стороны, культура утрачивает некоторые свои элементы, которые к определенному времени теряют свою актуальность и необходимость: культура подвижна и не статична. Однако существует некоторое количество культурных явлений, которые выдерживают проверку временем и переходят из поколения в поколение. Это культурные традиции. Таким образом, культурные традиции родного народа являются естественным и логически обоснованным материалом для воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.

          Социальный опыт передается и фиксируется в виде исторически сложившихся предметов и явлений человеческой культуры, и весь мир культуры является продуктом человеческого воображения и творчества, в отличие от мира природы. Л.С. Выготский считал, что главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериризации ребенком структуры его внешней, социально-символической деятельности. В итоге структура психических функций меняется – опосредуется интериоризованными знаками. Психическими функции становятся «культурными».

Согласно теории А.Н. Леонтьева о развитии личности в деятельности, психическое развитие ребенка обусловлено процессом усвоения культурно-исторического общественного опыта, который предстает в виде знаний и способов деятельности. Эти способы деятельности являются эталонами и направляют, и регулируют развитие ребенка. Освоение ребенком ценностей культуры происходит через деятельность. Культурные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности субъекта, превращаются в личностные ценности, которые, в свою очередь, становятся источниками мотивации поведения и отношения к окружающему. Таким образом, личностные ценности служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности.

Многими учеными, педагогами и психологами, такими как Н.В. Алешина, С.А. Козлова, Н.Г. Комратова, Н.К. Крупская, Л.Е. Никонова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский были исследованы разнообразные вопросы патриотического воспитания. Козлова С.А. в своих трудах говорит о патриотическом воспитании как о целенаправленном процессе педагогического воздействия, цель которого – обогащение знаний детей дошкольного возраста о Родине, формирование патриотических чувств, привитие эталонов нравственного поведения, становление чувства долга, развитие потребности приносить пользу народу и Отечеству. Никонова Л.Е. определяет патриотическое воспитание как процесс усвоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к государству, где живет человек. В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье.  Подлинным патриотом, по мнению С. Михалкова, может стать «только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением». Теоретическое обоснование гражданско-патриотического воспитания нашло отражение в целом   ряде     психолого-педагогических   исследований (Л. Выготский, Р.  Жуковская, А. Запорожец, С. Козлова, А. Леонтьева, В. Логинова, А. Люблинская, А. Усова и др.). В работах ученых отмечается, что гражданско-патриотическое воспитание призвано формировать у детей дошкольного возраста ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота родной страны (А. Анциферова, М. Богомолова, Э. Суслова). Становлению и развитию исторического краеведения посвятили свои работы педагоги, социальные деятели и краеведы (Л.А.  Гольденберг, М.И. Калинин, П.И. Рычков, М.В. Соловьев, В.Н. Татищев и др.).  Ознакомление дошкольников с историческим прошлым и настоящим родного края формирует у них уважение к его истории, к культуре своего народа (Н. Виноградова, О. Князева, М. Маханева и др.).  Необходимо отметить, что формирование элементарных краеведческих представлений у детей обеспечивает осознание ими того факта, что они составляют единый народ, объединенный общей историей, культурой, языком, традициями; способствует воспитанию у них уважения и гордости за свой край.

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ»

п/п

Этапы и сроки реализации

Основные направления деятельности

 

І.

 

Подготовительный   этап

сентябрь 2021 –

декабрь 2021 г.

 

Создание условий

для реализации творческого проекта

 

 

Подготовка педагогического коллектива к инновационной деятельности.

Изучение психологических и дидактических основ патриотического воспитания.

Анализ состояния предметной развивающей среды.

Мониторинг сформированности у детей представлений о родном крае.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования представлений воспитанников о культуре родного края средствами краеведческой деятельности.

Оптимизация комплекса ресурсных условий по формированию основ патриотического воспитания у детей.

Подбор эффективных форм и методов работы с детьми по формированию элементарных краеведческих представлений о своей стране.

Определение форм взаимодействия с родителями воспитанников, содержания работы.

Составление календарного плана реализации проекта на 2021/2022 учебный год.

Организация постоянно действующего семинара-практикума для педагогических работников, участвующих в творческом проекте.

Создание рабочих материалов.

Организация психологического сопровождения.

Индивидуальное консультирование.

II.

Основной этап

январь 2021 –

май 2024 г.

 

Организация работы по созданию и внедрению системы работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края средствами краеведческой деятельности

 

Повышение профессиональных компетенций педагогических работников.

Самообразование по теме инновационной деятельности.

Методическое и психологическое сопровождение реализации творческого проекта.

Проведение дифференцированных форм методической работы по определению новых подходов к решению проблемы формирования гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.

Организация работы с детьми по формированию элементарных краеведческих представлений в специально-организованной и нерегламентированной деятельности. 

Организация и проведение совместных мероприятий с родителями по приобщению воспитанников к культуре и истории родного края посредством краеведческой деятельности.

Популяризация опыта семейного патриотического воспитания средствами краеведения.

Мониторинг деятельности и промежуточных результатов реализации проекта, совершение (по необходимости) их коррекции.

Выявление эффективных приемов и механизмов организации работы над творческим проектом.

Представление результатов по завершении основного этапа творческого проекта в педагогическом коллективе, на методических объединениях, конференциях и т.д.

Составление календарного плана реализации творческого проекта на 2022/2023 учебный год.

III.

Обобщающий этап

май 2024 –

 август 2024 г.

 

Распространение сформированного опыта, выводов, методических рекомендаций.

Представление опыта и результатов работы над творческим проектом в педагогическом коллективе, на методических объединениях, семинарах района и области.  

Анализ итогов творческого проекта.

Анализ сформировавшегося опыта.

Составление отчетов участниками творческого проекта и общего отчета по учреждению дошкольного образования.

Подготовка аналитической справки и комплекса материалов по итогам работы над творческим проектом.

Описание опыта и оформление материалов.

 

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Критерии

Показатели

Инструментарий

1.

Повышение качества образования

    Использование личностно-ориентированного подхода в образовании;

  обогащение субъектного опыта ребенка-дошкольника;

востребованность эффективных форм работы по по приобщению воспитанников к культуре и истории родного края средствами краеведения;

использование интегрированного подхода в образовательном процессе;

оптимизация развивающей предметно-пространственной среды учреждения (центры краеведения, мини-музеи и др.);

разработка перспективных планов, конспектов, занятий и дидактических игр, мероприятий и экскурсий по приобщению воспитанников к культуре и истории родного края средствами краеведения,

материалов педагогического просвещения родителей.

 

Наблюдение, беседы,  анализ выполнения заданий детьми, анализ представлений воспитанников о родном крае, диагностические карты.

 

2.

Профессиональная компетентность педагогов

Рост уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам приобщения воспитанников к культуре и истории родного края средствами краеведения;

рост личных достижений педагогов;

удовлетворенность педагогов результатами и ходом внедрения проекта;

положительная динамика обратной связи «дошкольное учреждение – семья»

Анкетирование наблюдение за деятельностью, опрос, оценочные шкалы, самоанализ деятельности

3.

Включенность в творческую деятельность

и ее обоснованность

Повышение квалификации педагогов-участников проекта;

повышение квалификационной категории участников проекта;

участие в семинарах, конференциях, конкурсах и др. регионального и республиканского уровня

 

4.

Качество управления

проектной деятельностью

 

Качество планирования проектной деятельности (глубина, научная обоснованность, практическая значимость, последовательность изложения материала);

наличие системы стимулирования педагогов;

использование информационных технологий при реализации проекта;

качество мониторинга введения инновации;

своевременность проведения консультаций для педагогических работников;

-  статус  учреждения дошкольного образования  в социуме.

Наблюдение, анкетирование, опрос, оценочные шкалы

5.

Организация взаимодействия учреждения дошкольного образования 

и семьи

Формирование устойчивого интереса родителей к жизнедеятельности детей в группе;

повышение психолого-педагогической компетентности по приобщению воспитанников к культуре и истории родного края средствами краеведения

Анкетирование, наблюдение, отзывы

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Создана и внедрена система работы по приобщению воспитанников к культуре и истории родного края средствами краеведческой деятельности.

Оптимизирован комплекс ресурсных условий для эффективного внедрения системы работы по приобщению воспитанников к культуре и истории родного края средствами краеведения.

Повышена профессиональная компетентность педагогов по вопросам использования краеведческой деятельности для приобщения воспитанников к культуре и истории родного края.

Разработано методическое сопровождение по теме проекта.

Определены эффективные формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников.

 Проведён мониторинг результатов внедрения проекта, систематизированы и обобщены полученные материалы.

 

 

свернуть

Творческая группа

1.Асхатова Анжела Николаевна

2.Богданова Валентина Владимировна

3.Гордиенко Наталья Геннадьевна 

4.Муравьева Диана Владимировна

5.Цуранова Татьяна Сергеевна

6.Чернявская Ольга Петровна

7. Недвецкая Валентина Иосифовна

8. Шалыпина Марина Геннадьевна

9.

 

 

свернуть
Видеоматериалы
Меню раздела