Маршрут выходного дня

Маршрут выходного дня "По следам войны"

Война – это то, что ни в коем случае забывать нельзя. В нашем городе очень много памятных мест, посвященных Великой Отечественной войне. Сегодня мы предлагаем вам небольшой маршрут, пройдя по которому вы можете посетить эти места и помочь детям узнать немного больше о войне, героях, которые освободили нашу страну от захватчиков.
развернуть

Начать знакомство с памятными местами и мемориалами Витебска можно с главной площади нашего города – Площади Победы, на которой находится самый главный знаковый объект Витебска – мемориальный комплекс «Три штыка» (Освободителям Витебска – советским воинам, партизанам и подпольщикам), в котором запечатлен бессмертный подвиг народа.

  1. Маршрут «По следам войны» г. Витебск, площадь Победы
  2. Рекомендуемый возраст ребёнка: 4-6 лет
  3. Вид маршрута – автомобильный, пеший.
  4. Как добраться: от аг. Октябрьская до остановки площадь Победы (г. Витебск)

По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована.

Продолжительность маршрута: 40-60 мин.

Содержание маршрута:

Три штыка величественно возвышаются над городом, напоминая горожанам вновь и вновь о прожитых суровых годах и о великой жертве советского народа во имя Победы. Мероприятия в честь государственных праздников проводятся именно в этом месте. Зимой, перед Новым годом, елка украшает площадь. Сегодня мемориальный комплекс «Три штыка» является главным украшением площади Победы в Витебске. Издалека можно заметить три 56-метровых пилона-обелиска. Вверху, на высоте примерно пяти метров, обелиски объединены в единую композицию, на трех гранях которого выполнены рельефы, прославляющие бессмертный подвиг воинов, партизан и подпольщиков. Но пилоны соединены не только внешне – внутри также имеется кольцо, соединяющее три обелиска, с надписью: «Слава героям». А под ним, на постаменте в форме пятиконечной звезды, зажжен Вечный огонь – как дань памяти трагическим страницам истории Витебска, мужеству горожан и всего советского народа.

 

Рекомендации для родителей:

Спросите у ребенка чему посвящен мемориальный комплекс «Три штыка». Расскажите ему, что в народе этот монумент не случайно называют «три штыка» – штыки символизируют три силы, которые победоносно громили врага: воины Советской армии, партизаны и подпольщики.

После Площади Вы можете свернуть сразу в Парк Победителей. Здесь Вы не только сможете насладиться впечатляющими видами Витебска, но и прогуляться по Аллее воинской славы, где представлена боевая техника периода Великой Отечественной войны. Военная авиация, десантная техника, танки, артиллерия, парашютная вышка, армейская походная кухня и стрелковый тир. Здесь можно прекрасно провести время со всей семьей, интересно будет не только детям, но и взрослым. Можно отметить, что с приходом тепла в Парке всегда большое количество гуляющих.

 

Пройдя дальше по улице Калинина и свернув на улицу Щербакова-Набережная, Вы сможете увидеть на здании типографии (напротив торгового центра «Марко-сити») Мемориальную доску в честь подпольщиков В. Д. Корнешонка и Е. Я. Волчка. Многие взрослые проходят мимо подобных табличек, поэтому, путешествуя по нашему маршруту, у Вас появится возможность узнать больше об истории нашего города и поделиться этой историей с детьми.

 

Спросите у ребенка, что он знает о подпольщиков В. Д. Корнешонке и Е. Я. Волчке. Расскажите ему, что наборщик Витебской областной типографии им.Коминтерна Корнешонок Василий Данилович и печатник Волчек Евгений Яковлевич в годы оккупации входили в состав подпольной группы Лидии Берёзкиной. В группе насчитывалось 10 подпольщиков. Они установили в подвале дома 34 по улице Советской радиопередатчик и слушали сводки Совинформбюро, записывали их содержание и знакомили с информацией своих знакомых. Корнешонок В.Д. и Волчек Е.Я. работали в типографии профашистской газеты «Новый путь» и летом – осенью 1942 года регулярно печатали листовки. Оккупанты поймали патриотов в тот момент, когда они набирали антифашистские листовки. Несколько дней подпольщики находились в тюрьме СД, где они подвергались пыткам, а затем их повесили возле Смоленского рынка. На этом место 9 мая 1968 года установили памятник. Памятная доска в честь подпольщиков типографии Корнешонка В.Д. и Волчека Е.Я. была установлена первоначально на производственном корпусе Витебской типографии, а в 1981 году её перенесли на административное здание.

Последней точкой нашего маршрута мы бы хотели сделать Памятный знак на месте казни советских патриотов в годы ВОВ, расположенный около Ратуши. На этом месте в годы Великой Отечественной войны располагалась виселица, на которой казнили витебских партизан и подпольщиков.

 

Помнить о страшных событиях войны важно и нужно, поэтому мы, взрослые, должны рассказывать детям о тех временах, воспитывать в них уважение к ветеранам, героям войны, погибшим и не давать забыть о героизме нашего народа.

Возвращаясь домой поинтересуйтесь у ребенка, что ему понравилось, хочет ли он посетить еще какой-нибудь памятник.

 Предложите ребенку вместе нарисовать мемориальный комплекс «Три штыка».

 

свернуть

Пример для "Голубых беретов"

Давным-давно в 1941 году пришла к нам беда. Фашистские захватчики напали на нашу страну. Солдаты встали на защиту Родины. А началось всё ранним утром 22 июня 1941 года в 4 часа утра. Взревели моторы танков и самолетов, обрушив на мирные города и сёла бомбы. Фашисты хотели захватить нашу страну и всех нас превратить в рабов. Так началась война. Весь народ от мала до велика, поднялся на борьбу с фашистскими захватчиками. Чтобы сохранить народную память о героях этой войны, во многих городах, названы улицы в их честь, открыты мемориалы и памятники. К ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях.
развернуть

Маршрут  выходного дня «ПРИМЕР ДЛЯ «ГОЛУБЫХ БЕРЕТОВ»».

Рекомендуемый возраст ребёнка – 5 – 7 лет.

Вид маршрута (автомобильный, пеший).

         

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание маршрута:

1.Что рассказать ребенку?

Давным-давно в 1941 году пришла к нам беда. Фашистские захватчики напали на нашу страну. Солдаты встали на защиту Родины. А началось всё ранним утром 22 июня 1941 года в 4 часа утра. Взревели моторы танков и самолетов, обрушив на мирные города и сёла бомбы. Фашисты хотели захватить нашу страну и всех нас превратить в рабов. Так началась война. Весь народ от мала до велика, поднялся на борьбу с фашистскими захватчиками. Чтобы сохранить народную память о героях этой войны, во многих городах, названы улицы в их честь, открыты мемориалы и памятники. К ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях.

Вот и мы сейчас находимся на улице названной в честь такого героя –генерала Василия Филиповича Маргелова.

В.Ф. Маргелов командир стрелковой дивизии проявил выдающиеся качества военачальника, а также личную отвагу и героизм в ходе этой войны. Получили боевые награды, ордена и медали, был награждён званием Героя Советского Союза.

После войны стал командующий Воздушно-десантными войсками (ВДВ). Генерал В.Ф. Маргелов по праву единодушно признаётся родоначальником современных ВДВ. Десантники – это солдаты, которые на парашютах забрасываются в тыл врага и выполняют там боевую задачу. Генерала В.Ф. Маргелова называли «десантник №1», а за ВДВ -  звали «Войска дяди Васи». Маргелов создал дух войск, все молодые парни хотели в них служить. Он ввел как элемент формы десантников – тельняшку и голубой берет.

ул. Генерала Маргелова, 1 | Витебск | kvartirale

В городе Витебске в честь генерала В.Ф.Маргелова названа улица, на которой установлена мемориальная доска, а также средней школе №45 присвоено имя генерала Маргелова. Предлагаем Вам добраться на улицы генерала В.Ф.Маргелова транспортом, а затем пройти до средней школе №45, которой присвоено имя генерала Маргелова

Возложите к мемориальной доске вместе с ребёнком цветы.

  1. Какие вопросы можно задать ребенку: 

Уточните у ребёнка, что он знает о войне?

Что узнал о генерале В.Ф.Маргелове?

Поинтересуйтесь у ребенка, что запомнилось больше всего?

Было ли интересно?

Будет ли ему интересно пройти по этому маршруту еще раз?

Хотел бы он посетить другие памятные места?

  1. Рефлексия.

После прогулки предложите своему ребенку нарисовать то, что ему больше всего запомнилось.

По возвращении домой можно почитать ребенку литературные произведения о войне Л. Кассиль «Главное войско», Вера Осеева «Андрейка». Алексеев С. «Рассказы о Великой Отечественной войне», Маркуша А. «Я — солдат, и ты — солдат», Яковлев Ю. «Как Серёжа на войну ходил», Драгунский В. «Арбузный переулок»

Включите военные песни и не спешите отгонять от телевизора, во время трансляции фильма про войну. Покажите небольшой отрывок боя, уточните, что независимо от звания и должности, все эти люди – герои.

Стихи детям о войне

Никто не забыт

«Никто не забыт и ничто не забыто» —

Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет

И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.

Никто не забыт и ничто не забыто.

(А. Шамарин)

Старый снимок

Фотоснимок на стене – В доме память о войне. Димкин дед На этом фото: С автоматом возле дота, Перевязана рука, Улыбается слегка…

Здесь всего на десять лет Старше Димки Димкин дед.

(С. Пивоваров)

Вырасту когда-то… Кем тогда мне быть?…

Вырасту когда-то… Кем тогда мне быть?

Я хочу солдатом в армии служить!

Но, чтоб быть военным, мало лишь мечтать;

Сильным, ловким, смелым мне придется стать.

Я свою Отчизну от лихих врагов,

Не жалея жизни, защищать готов!

Если станет серым небо над страной,

Окажусь я первым на передовой.

Мне бы только надо вырасти скорей,

Чтобы стать солдатом армии своей!

свернуть

Таинственный камень

Одна из малоизвестных страниц летописи Витебска и Витебского района военного времени – жизнь детей во время оккупации. На их долю выпали голод, страх, потеря родителей, жизнь в детских домах, болезни и лишения в фашистской неволе. В агрогородке Октябрьский в трех метрах от Оршанского шоссе стоит своеобразный памятник школе-коммуне – огромный валун с полуистертой надписью: «Здесь с 1919 по 1941г. находилась школа-коммуна им. М.И. Калинина».
развернуть

Маршрут  выходного дня «ЗАГАДОЧНЫЙ КАМЕНЬ».

Рекомендуемый возраст ребёнка – 5 – 7 лет.

Вид маршрута (пеший, автомобильный).

          Содержание маршрута:

Обратите внимание ребенка, что каждый день по дороге в детский сад и обратно домой  вы проходите мимо  большого камня расположенного на противоположной стороне дороги. Он стоит   у самой дороги. Что это за камень? Почему он находится именно здесь, и что на нем написано? И   хранит  ли он какую-то тайну?

У дороги камень тот стоит,

Он историю в себе хранит.

Много лет тому назад

Здесь была коммуна, говорят.

детском доме дети находились,

Жили  здесь, учились и трудились.

Но война ворвалась в жизни их

И разрушила мечты, надежды вмиг. 

Чтобы память эту сохранить,

Мы дубок решили посадить.

Пусть растет он, и стремиться ввысь,

Чтобы вечно продолжалась жизнь!

 

Это огромный валун с надписью: «Здесь с 1919 по 1941г. находилась школа-коммуна им. М.И. Калинина».

 Спросите у ребенка: «Как ты думаешь, что такое школа - коммуна?»  

  Расскажите ребенку, что в начале прошлого века школами-коммунами называли детские дома. И на месте этого огромного камня когда-то  находился

 

детский дом. Здесь жили, учились и работали не только воспитанники  школы-коммуны, но и дети ближайших деревень. Они  доили коров, шили одежду, выращивали овощи, готовили еду, пекли свой хлеб. На территории  располагался большой фруктовый сад. Тракторов тогда не было и дети вместе с взрослыми  с помощью лошадей  обрабатывали землю. В то время, школа-коммуна была одной из лучших в округе.

 

А что же было потом?

Школа-коммуна стала называться «Селютской школой». Но началась война…  Здания школы были полностью разрушены, многие дети погибли во время бомбежки…

      После войны, в деревне Шапуры построили новое здание «Селютской школы». Шло время. На территории нашего агрогородка построилась новая большая школа, в которой объединились две ближайшие школы. Называется она  «Октябрьская средняя школа Витебского района». А ведь это школа, в которую вы пойдете учиться! Вот о чем рассказала надпись на камне.

За камнем расположена небольшая поляна, где можно устроить привал, попить водички и предложить ребенку пофантазировать и поиграть.

Задание 1. «Представить и описать, как выглядел детский дом, стоящий на этом месте.

Задание 2. «Доберись до дома».

 Для игры Вам потребуется телефон и приложение навигатора. Ребенку предлагается определить на карте свое  местоположение , местоположение детского сада, школы, собственного дома. Проговорить путь движения до дома , соблюдая правила дорожного движения.

После прогулки предложите своему ребёнку совместно нарисовать или сделать аппликацию памятного камня.

 

свернуть

 Мемориальный комплекс летчикам 953-го Витебского штурмавого авиаполка.

У пересечения витебской кольцевой дороги и трассы на Смоленск установлен мемориал лётчикам, погибшим при освобождении города.
развернуть

Маршрут  выходного дня «МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЛЕТЧИКАМ 953-го ВИТЕБСКОГО ШТУРМОВОГО АВИАПОЛКА».

Рекомендуемый возраст ребёнка – 5 – 7 лет.

Вид маршрута ( автомобильный) 13 км(14 мин) .

Содержание маршрута:

Общая продолжительность: 40-60 минут

Рекомендации для родителей:

Трогательные строки написаны на подножии мемориала:

Пусть сверкает, рожденное в пламени,
Волей летчика, хваткой стрелка
Имя Витебск на плещущем знамени
Моего фронтового полка.

Подойдите с ребенком к памятнику,прочитайте ему эти строки.

  • Спросите у ребенка, что он знает о Великой Отечественной войне. Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года—одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот летний день люди занимались обычными делами, дети играли. И никто не подозревал, что мирное небо покроется дымом войны. На нашу родину напали немецко-фашистские захватчики. И люди пошли воевать, очень многие люди, солдаты, дети погибли в ВОВ.
  • Поинтересуйтесь у ребенка: «Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях написано много книг, стихов, песен, сняты фильмы, поставлены памятники), "Почему на мемориальных плитах значатся не только фамилии и инициалы, как на многих памятниках, а полностью имя, отчество, воинское звание?" (до сих пор ведется поиск родных и близких тех солдат)

 

  • Спросите у ребенка: «Что такое памятник, обелиск и для чего их возводят?» (слово памятник происходит от слов память, помнить. Возводят их в честь кого-либо, или важного события, чтобы люди помнили этих героев погибших защищая родную землю) Вот и мы сейчас пришли с тобой на это памятное место- Мемориальный комплекс лётчикам 953-го Витебского штурмового авиаполка.
  • Спросите у вашего ребенка, знает ли он, что такое минута молчания? (Минута молчания - символический ритуал, во время которого нужно стоя и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях).
  • Предложите, почтить погибших воинов минутой молчания, положите к памятнику цветы. (Если вы продумали этот момент при подготовке)

Расскажите ребенку о том , что мемориальный комплекс лётчикам 953-го Витебского штурмового авиаполка. Два обелиска – символизируют боевую единицу – ведущего и ведомого, а также экипаж самолёта – лётчика и стрелка. Мемориал установлен советским лётчикам, погибшим в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной Войны при освобождении г. Витебска. На плитах вылиты имена погибших лётчиков.

12 самолётов 3.04.1944г вылетели на боевое задание. Увлёкшись удачной бомбёжкой противника, не заметили, как на них напали вражеские истребители. Летчики вступили в неравный бой. И именно на этом месте произошёл памятный всем воздушный бой. На родной аэродром вернулись только 6 самолётов. За участие в освобождении Витебска 953-штурмовому авиаполку было присвоено почетное звание «Витебский»

.

Возвращаясь домой поинтересуйтесь у ребенка, что ему понравилось, хочет ли он посетить еще какой-нибудь памятник.

 Предложите ребенку сложить вместе оригами самолет или зарисовать свои впечатления от поездки

свернуть

Памятный знак "Детям войны".

Памятный знак "Детям войны" находится в символичном месте Витебска – Парке партизанской славы имени Миная Шмырева. Обломки разрушенного дома – и две фигурки детей, убитых горем и отчаянием. На ступеньках сидит мальчик-подросток, а рядом к нему прижалась девочка, словно желая спрятаться подальше от кровавых стонов войны. И смотрят они на кусочек хлеба, который паренек бережно держит в руке, будто в нем теплится последняя надежда и вера в победу.
развернуть

Памятный знак "Детям войны" в Витебске - напоминание о трагических страницах в истории белорусского народа.

  1. Маршрут «Парк партизанской славы» г.Витебск, ул.Суворова
  2. Рекомендуемый возраст ребёнка :5-7 лет
  3. Вид маршрута : пеший, автомобильный
  4. Как добраться: от аг.Октябрьская до остановки Площадь Ленина (г.Витебск)

По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована.

Опасные участки:

  • пешеходный переход
  • высокий берег Двины

        Для посещения этих мест нужно провести предварительную работу: беседы с детьми о Великой Отечественной войне;

чтение художественной литературы:

  •  Кассиль Л. «Улица младшего сына» (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана — героя Великой Отечественной войны.)
  • Катаев В. «Сын полка» (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве, попавшем в военную часть к разведчиками и ставшем сыном полка.)
  • Осеева В. А. «Васёк Трубачёв и его товарищи» (Произведение о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.)
  • Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова» (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.);

рассматривание иллюстраций;

прослушивание музыки военных лет, песен о войне.

       Вопросы, которые можно задать ребенку:

- Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он кто такие защитники Отечества?

- Кто служит в армии?

- Кто такой партизан или разведчик? (Тот, кто воевал на захваченной врагом территории).

- Как люди сохраняют память о войне? (Пишут книги, стихотворения, песни, называют в честь героев городские улицы и парки, сооружают памятники).

        Парк Партизанской славы имени Миная Шмырева (прежнее название – парк имени Ленина) расположен в центре города, на левом берегу Западной Двины. Границами основной части парка являются площадь Ленинаулица Урицкого, Западная Двина и улица Чехова. Также к парку относят сквер Героев Отечественной войны 1812 года, сквер, в котором находится зоопарк, сквер вдоль улицы Путна и Западной Двины.

        Начало маршрута – часть парка от площади Ленина до Витебского областного музея Героя Советского Союза Миная Шмырева, которая называется парком Трудовой славы. Здесь расположена областная доска почета предприятий и организаций Витебска.

https://img.tourister.ru/files/1/8/4/0/5/5/4/8/original.jpg (Объясните ребенку, что такое Доска почета: это специальный стенд, на котором размещаются фотографии лучших работников города. Поинтересуйтесь, какие профессии знает ребенок).

 

     Далее можно пройти до пересечения парка с улицей Суворова. Здесь установлен памятник белорусскому писателю Владимиру Короткевичу (1994 год, скульптор И.Казак, архитектор В.Рыбаков).

(Уточните, знает ли ребенок, кто такой писатель. Спросите, каких детских писателей и поэтов он помнит, есть ли у него любимое художественное произведение). https://img.tourister.ru/files/1/8/4/0/5/4/1/9/clones/575_767_fixedheight.jpg

 

     Следующий культурный объект на маршруте – Витебский областной музей Героя Советского Союза Миная Филипповича Шмырева, организатора партизанского движения в Витебской области в годы Великой Отечественной войны. Музей расположен на улице Чехова, 4, в здании бывшего приюта отставных чиновников имени К.Д.Голембиовского. Этот дом является памятником архитектуры конца XIX – начала XX в.

 Эту улицу в Витебске обожают киношники, художники, фотографы | Народные  новости Витебска

(Рассмотрите здание музея. Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, кто такой архитектор?).

    Музей состоит из 4 экспозиционных залов. Рядом со зданием в качестве продолжения экспозиции расположен мемориальный парк, в котором установлен скульптурный бюст М.Ф.Шмырева, макет «Рельсовая война», артиллерийские орудия, построены партизанские землянки.

     В музее хранятся коллекции вооружения, предметов быта, документов, изобразительного искусства, печатных изданий. 

(Уточните, что партизан это человек, который сам,  добровольно пошел воевать за победу своей страны, но воевал на территории, которая уже была захвачена  врагом.  Они жили в лесах, в землянках  и узнавали ценные сведения о врагах, уничтожали врагов, подрывали железные дороги, склады, штабы).

    Рядом с музеем Шмырева находится памятный знак «Детям войны» (скульптор В.Могучий, 2011 год). Он посвящен детям Великой Отечественной войны. Памятник представляет собой фигуры мальчика-подростка и маленькой девочки, сидящих на ступенях разрушенного дома. В руках у мальчика краюха хлеба, которую он отдаёт девочке. В основании памятника бронзовая призма с надписью: «ДЕТЯМ ВОЙНЫ». Памятник расположен на постаменте, выполненном из красного и серого гранита. Площадка вокруг памятника выложена тротуарной плиткой.  

Рассмотрите памятник и объясните детям, что в нем запечатлен не просто отдельный эпизод войны, а большое горе белорусского народа. Только весной 1944-го из Витебска в Германию угнали 2,4 тысячи детей (приблизительно, столько людей живет в 9-ти девятиэтажных домах). Еще 6 000 детей (для сравнения приведите в пример летний Амфитеатр, его вместимость 6219 мест), вместе со своими родителями стали живым заслоном во время отступления немецко-фашистских захватчиков.

   

Белорусский поэт Владимир Ермакович посвятил этому памятнику такие строки:

«Где мальчик голодный, одетый в обноски,

Свой хлеба кусочек сестре отдает.

Пусть памятник этот скорбящий, неброский,

Для помнящих всех обелиском встает».

 

       После посещения памятного знака «Детям войны» можно прогуляться с ребенком по парку, пройти до берега Двины

свернуть

Примерная структура и содержание буклета (брошюры. флаера) с описанием "Маршрута выходного дня"

 

  1. Маршрут «...».
  2. Рекомендуемый возраст ребёнка.
  3. Вид маршрута (пеший, велосипедный, автомобильный).
  4. Содержание маршрута:

что рассмотреть с ребёнком (при оформ­лении маршрута рекомендуется исполь­зовать фразы «Понаблюдайте с ребёнком за...», «Обратите внимание ребёнка на...», «Покажите ребёнку...», «Рассмотрите с ре­бёнком...» и т.п.)',

что рассказать (прочитать) ребёнку (при оформлении маршрута рекомендуется ис­пользовать

фразы «Расскажите ребёнку...», «Молено прочитать...», «Можно разучить...» и т.п.);

какие вопросы задать ребёнку (реко­мендуется использовать фразы «Спросите у ребёнка...», «Поинтересуйтесь у ребёнка...», «Уточните, знает ли Ваш ребёнок...» и т.п.);

в какие игры поиграть с ребёнком (ре­комендуется использовать фразы «Можно поиграть с ребёнком...», «Поиграйте с ребён­ком...» и т.п.);

что предложить ребёнку (взрослому совместно с ребёнком) сделать после про­гулки («После прогулки предложите своему ребёнку... (нарисовать, сделать аппликацию, сконструировать)», «Сделайте вместе с ре­бёнком...» и т.п.).

  1. Материалы в помощь родителям для организации взаимодействия с ребёнком во время прогулки:

стихотворения, пословицы, поговор­ки, приметы и т.д., позволяющие сконцен­трировать внимание ребёнка на месте его пребывания;

краткая информация о месте прогулки, объектах, изложенная в форме, доступной ребёнку дошкольного возраста;

описание игр и игровых упражнений, в которые можно поиграть с ребёнком на маршруте;

примерные вопросы для беседы с ребён­ком об объектах на маршруте;

примерные задания после завершения прогулки (нарисовать, изготовить подел­ку, сделать фотоколлаж, сочинить рассказ и т.п.).

  1. Дополнительная информация (указы­вается при необходимости):

время работы (музея, библиотеки и т.п.);

стоимость (билета, экскурсии и т.п.);

как добраться (карта, схе­ма проезда и т.п.);

адрес сайта (если есть);

что с собой взять (при посещении природного объекта)

- потенциально опасные места на маршруте (перекрёсток, склон и т.п.).

  1. Примерная схема описания памятника для включения в «маршрут выходного дня»:

название памятника;

местонахождение памятника (город, улица, номер дома и т.д.);

дата открытия памятника, сведения об авторе;

описание памятника (планировка, композиция, размер и т.д.);

историческое событие (личность), которому посвящён памятник;

фотография, рисунок или план памятника.

  1. Примерная схема описания природоведческого объекта для включения в «марш-рут выходного дня»:

название;

местоположение;

характеристика объекта (площадь, животный мир, растительность, почва и т.п.);

ценность объекта (научная, учебная, оздоровительного

значение объекта (местное, районное, областное, республиканское, всемирное);

использование объекта;

перечень игр и упражнений, которые можно организовать при посещении данного объекта;

схема, план, фотография объекта.

свернуть

ЧЕК - ЛИСТ для разработки маршрута выходного дня

ЧЕК – ЛИСТ

для разработки маршрута выходного дня.

ОТМЕЧАЕМ

ВЫПОЛНЯЕМ

ИЗУЧАЕМ

1

Определить тему

Каждый маршрут должен иметь свою чётко сформулированную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты маршрута в единое целое, определяет выбор игровых заданий и произведений художественной литературы для детей

2

Построить логистику

Логистика маршрута определяется с учётом его вида (пеший, велосипедный, автомобильный). Рекомендуемая продолжительность пешего маршрута для ребёнка дошкольного возраста – 1-3ч., общее расстояние- 1-5км

3

Подобрать и изучить объекты

В качестве объектов можно выбрать: памятные места, связанные с историческими событиями; здания и сооружения, мемориальные памятники; природные объекты; экспозиции музеев, галерей, выставок; памятники архитектуры, искусства. Обязательно учитывать познавательную ценность объекта, его известность или необычность, сохранность, местонахождение, доступность и безопасность

4

Подготовить познавательную информацию об объектах

Требования к тексту: краткость, чёткость, содержательность, соответствие содержания и доступность восприятия особенностям детей дошкольного возраста, объективная оценка наблюдаемых объектов

5

Подобрать произведения художественной литературы и фольклора

Произведения художественной литературы и фольклора выбираются исходя из тематики прогулки и в соответствии с возрастом детей. Для непосредственного чтения родителями, заучивания с детьми во время прогулки следует отдать предпочтение стихотворениям, загадкам, потешкам. Для чтения после прогулки можно рекомендовать рассказы и сказки

6

Придумать или подобрать игровые задания

Это должны быть задания, которые можно использовать на прогулке и для организации совместной деятельности детей и родителей после её проведения. Во время путешествия по маршруту предпочтение следует отдавать словесным играм и упражнениям, игровым упражнениям с природным материалом, подвижным играм. Для закрепленич увиденного лучше предложить продуктивную деятельность исходя из темы прогулки, наблюдаемых объектов, возраста детей

7

Оформить маршрут

Маршрут должен быть оформлен в виде раздаточного наглядно-информационного материала (памятка, буклет, флаер). Если в учреждении дошкольного образования разрабатываются несколько маршрутов, то лучше их оформлять в одном стиле, ярко, красочно, информация должна быть легка для прочтения. Приветствуется наличие фотографий, схем, рисунков, облегчающих восприятие описания маршрута, QR-кодов

8

Предложить «маршрут выходного дня» родителям

Печатный вариант маршрутов следует размещать в группах в информационных уголках для родителей

 

свернуть